Психологическо-приключенческий шедевр - масштаба классиков, но в жанре стимпанка
Рецензия на роман Джосайя Бэнкрофт «Восхождение Сенлина»
Друзья у меня читающие, поэтому советовать им имеет смысл только то, что они заведомо не читали – а стоило бы. Услышав слово «стимпанк» друзья мои скорее всего чуть поморщатся и скажут, что не особо знаю, с чем это едят, но, честно говоря, и знать-то не хотят, а уж тем более читать. До встречи с «Восхождением Сенлина» я бы сделала так же. Но дело в том, что у меня на книги намоленная интуиция, поддерживаемая читательским опытом и профессиональным умением анализировать текст. Знаю, что в любом жанре (таланту жанр не писан) может найтись замечательный автор, пишущий специально для меня, и если сама что-то не предприму, то о многих важных мне книгах никогда не узнаю. Друзья за меня не найдут. У меня вообще есть мерзкое ложное ощущение, что о многих великолепных книгах знаю я одна и что я у них единственный читатель. Поэтому в качестве хобби перелопачиваю кучу рецензий и читаю-просматриваю множество книг (больше 100 в год точно) почти всех жанров и примерно раз год бываю вознаграждена жемчужиной. Американец Бэнкрофт, написавший дебютный роман в 2013 году (первый том тетралогии, на русском издано три), опубликованный в 2018, переведенный в 2019 году великолепной Наталией Осояну, – мое открытие 2021 года.
Достоинств у Бэнкрофта много, допустим - пять: он очень сильный писатель; ему есть, что сказать, и делает он это с великолепной ненавязчивостью; у него увлекательный сюжет; у него нестандартные герои; у него необычный мир.
Начну с конца. С самого неважного. Меня никогда не волновал мир произведения – лишь бы логичный, не бредовый. Но знаю, что некоторым мир важен. Стимпанк – это мир, в котором нет электричества и компьютеров, но технологии типа механики и паровых машин достигли высот. Ну что-то типа рубежа XIX-XX веков где-то на Западе, но с иными возможностями техники. У Бэнкрофта мир - провинция типа викторианской английской глубинки, рыбацкая деревушка. B есть где-то в стране достопримечательность, которую многие мечтают повидать, такой идеал туриста, центр науки и культуры, если верить путеводителям, – высоченная башня, шедевр технологий этого мира, на каждом этаже что-то свое. Что такое эта башня на самом деле, я так и не знаю, потому что тетралогия не дочитана (не допереведена), но это нечто очень необычное, нечто, что много-много раз обманет ожидания и читателей и героев. Да, очень легкий элемент абсурда в истории с башней есть. Но меньший, чем у Кафки, с которым Бэнкрофта сравнивают (и которого я не люблю за интеллектуальную нарочитость). И ничуть не больший, чем в нашей с вами жизни, где при переизбытке информации частенько никто не знает, где фейк, а где правда, и приходится выбирать по велению чувств. Нынче, как и всегда, где твое сердце, там и ты. Не логика царствует в этом мире.
Теперь про героев. Те, кто не понимают Бэнкрофта (а таких немало: роман пять лет множество издательств публиковать не хотели), попрекают его главным героем: он тихий, наивный, занудный, ограниченный немолодой школьный учитель. Обыватель. Человек в футляре. Так это и здорово! Ведь потом он станет совсем иным. Это же роман воспитания (как, например, – хи-хи – «Капитанская дочка»). Нас же предупредили в названии «восхождение» – восхождение личности. Но, наверное, Сенлин сразу иной, просто в его деревенской жизни это не видно и не нужно. А на самом деле кое-что читателю видно почти сразу. Например, ведь он любит и любим (в отличие от не сумевшего полюбить Беликова). И ради своей любви станет иным. Такое обыкновенное чудо. Его юная любящая жена тоже чудесна, и отрицательные персонажи хороши, ну – увидите.
Про сюжет не буду, но - интересно и неожиданно. И хотя каждый этаж башни готовит сюрпризы, сюжет не разбивается на куски, все связано и завязано. И имеет смысл с самого начала замечать детали и эпизодических персонажей.
В книге совершенно нет ни прямого морализаторства, ни философии (хотя афоризмов немало). А ее суть небанальна и не видна с ходу. Недовольная рецензент на «Фантлабе» пишет: «…я искренне не понимаю смысла этой книги. Человек человеку волк? Убей или будешь убит? Прожигай жизнь?». Конечно нет, все осмысленнее. Знай твердо, что человек человеку волк, относись к этому факту без трагизма, но сам волком не будь и даже прощать умей, когда можно, - и тогда, между прочим, и люди к тебе не волчьей стороной повернутся. Если, защищая самое важное, готов умереть, то и убить за это имеешь право и должен быть готов, но, будет Бог милостив, а ты этой милости достоин, обойдешься без убийств. Ну а про «прожигай жизнь» – совсем не про эту книгу, некогда истинному герою ее прожигать. А вообще вся классическая литература (кроме сатирической) либо про героя своего времени (того, кому даровано больше, чем другим, но вопрос, что он с этим делает – вариантов много, например, можно пропить, как один персонаж - глобус), либо про маленького человека (милого, быть может, но обреченного из-за своей малости жить как трава растет). Ну а иногда маленький человек превращается в героя своего времени. Если Господь к нему милостив и дарует испытания, а герою есть за что умирать. А милостив Он ко всем нам. Так что эта башня, конечно, такая гиперболизированная модель судьбы, точнее, руки Божьей. Ухватившей героя за шиворот далеко не в юности. А вот нас с вами ухватили-настигли сначала ковид, а потом война. И далеко не все из нас молоды. И разве не вдохновляет, что Сенлин справляется?
Но все это неважно. Важно, как в любом стоящем искусстве, одно: Бэнкрофт – масштабная личность и писательский талант от Бога. Не сомневаюсь, этот цикл – будущая классика, «большая литература». Рекомендую ))) С Богом!