Кафедра славянской филологии

✵ 109651, Москва,ул. Иловайская, 9, стр. 2, ауд. 327

(495) 646-71-39

ff_rusfil@pstgu.ru

Книги, которые рекомендуют прочитать преподаватели и студенты

Классические произведения

Любимых книг много, поэтому назову одну из самых любимых - "Властелин колец" Р.Р. Толкиена

Любимых книг много, поэтому назову одну из самых любимых - "Властелин колец" Р.Р. Толкиена. Я познакомилась с жанром фэнтези в студенческие годы, и именно тогда меня увлекла возможность увидеть в абсолютно вымышленном, но чудесном мире законы нашего мира - осмысленные с точки зрения благородства, жертвенности и любви к ближнему. Именно к этому и должна быть призвана литература - показать жизнь такой, какой она должна быть, не забывая о том, какая она есть.


И еще: абсолютно согласна с Толкиеном, что в книге должен быть счастливый финал, который дает людям надежду. Надежда и стремление к свету - то, чем дышат лучшие герои произведений Толкиена, и я считаю, что это чудесно выражает и то, к чему призваны стремиться все мы.


Поэтому, пожалуй, я посоветовала бы прочитать "Властелин колец". Или, по крайней мере, попробовать его почитать: хорошо знаю, что его стиль, манера письма Толкиена и в целом жанр фэнтези нравятся не всем. И это тоже замечательно, потому что тогда человек увидит свет, чистоту и благородство в другой книге - что и сделает его более богатым, а значит, обогатит и всех нас.

~
Наверное, любимый писатель - сказочник Евгений Шварц.

Для студентов, которые еще не успели прочесть русскую классику – мне кажется, все должны прочесть «Братьев Карамазовых» и «Идиота», Лескова из цикла «Праведники земли русской» (например, «Бессмертный Голован»), Булгакова «Мастера…» и «Белую гвардию». Из малоизвестной классики советую «Перекресток» Юрия Слепухина – это великолепно, а никто не читал. Из зарубежной классики нечитавшим для небесполезного отдыха советую «Хроники Нарнии» и «Теофила Норта» Т. Уайдлера. Из современного считаю очень сильным, хоть и нелегким «Обитель» Прилепина. А из современного нового и никому неизвестного – только что очень понравился роман Шамиля Идиатуллина «Город Брежнев». Бытовой роман про полгода жизни советской семьи в 1983 году, очень сильный, на мой взгляд - точно и в деталях быта, и в психологии, и в мировосприятии. Но это скорее для преподавателей. Про еще одну современную великолепную книгу «Восхождение Сенлина» прикладываю свою рецензию.

А сейчас читаю только вышедший роман «Завтра, завтра, завтра» американки Габриель Зевин. Просто о жизни очень талантливых парня и девушки 1974 года рождения, в студенческие годы создавших успешную компьютерную игру и ставших основателями компании; начинается, когда им 12 лет, сейчас я, на середине романа, им нет еще 30; пока мне очень интересно, но мне интересна тема сути и роли в жизни компьютерных игр, хотя сейчас я в них и не играю.


Читайте большое интервью Екатерины Роландовны про любимые книги здесь.
~
Я очень люблю произведения Ф. М. Достоевского, А.П. Чехова, Акутагавы Рюноскэ и Дазая Осаму.
Считаю, что нам следует побольше изучать японскую литературу, т.к. она очень тесно связана с русской, да и в целом она очень интересна!
Советую к прочтению сборник произведений Дазая, а особенно его роман "Неполноценный человек".
Помимо вышеуказанных книг, очень сильно люблю "Воспоминания современников о святителе Николае Японском" - сильно и трогательно... Целая история русской церкви вдали от Родины в лице одного удивительного отца! Правда очень сильно...
Ангелина Курочкина
советует
Татьяна Оргиян
советует
Моя любимая книга - «Гордость и предубеждение» Д. Остин. Каждый раз, когда перечитываю, открываю для себя что-то новое.
Моя любимая книга еще со времен школы - это "Герой нашего времени" Михаила Лермонтова. Из современной литературы я могу посоветовать к прочтению книгу "Весь этот мир" Николы Юн.
Софья Павлова
советует
Ксения Кочкина
советует
Луис Сепульведа "Старик, который читал любовные романы". Про человечность и отношение человека к природе, миру, в котором родился. "Тем не менее поселенцы все с большим рвением вели наступление на сельву, создавая вокруг себя высшее творение цивилизованного человека: безжизненную пустыню."

Сложно ответить на вопрос о том, какая книга – любимая. Их много. Из русских писателей всегда любил Гоголя и Чехова, Гаршина и Горького, из зарубежных нравится Эдгар Аллан По, Бальзак, Джек Лондон (наверное, больше всего люблю «Легенду об Уленшпигеле» Шарля де Костера). Астафьева и Казакова. Огромное впечатление произвели на меня «Колымские рассказы» В.Т. Шаламова – это сильнейшая, жуткая проза. Страшно нравится «Тихий Дон» М.А. Шолохова, да и «Что делать?» Н.Г. Чернышевского – удивительная книга, в ней очень много живых моментов и характеров – понимаю, почему её так любил В.И. Ленин. Сейчас перечитываю Георгия Иванова и читаю о нём (для статьи). Собираюсь подробно и «с карандашом» читать И.С. Шмелёва.
Георгий Меркулов
советует
Наша студентка
советует
Реализм или романтизм?
Новелла Проспера Мериме “Локис” была опубликована в 1869 году. Сюжет заключается в том, что рассказчик, собирая информацию о языке и традициях Литвы, останавливается в поместье графа Шемета, о котором в народе ходит молва, что он – зверь. И действительно, животные его побаиваются, да и сам граф часто ведет себя довольно странно. Сам Шемет давно влюблен в пани Юльку – веселую и беззаботную девушку, на которой впоследствии женится. Однако в ночь после свадьбы он убивает свою уже жену и убегает из дома. Врач, обследуя тело жертвы, приходит к выводу, что смерть наступила вследствие укуса.
Новелла по Петровскому – это произведение с обязательным центром, стремящееся к краткости и сжатию. Она нацелена на быстрое чтение и на эффект, который складывается от этого быстрого чтения. Ее художественная структура связана с ее композицией и с техникой изложения.
Новелла “Локис” действительно небольшая – ее можно очень быстро прочитать. В ней есть как мистификация, так и форма путевых записей, которая связана с идеей «свободного жанра». Хоть эта новелла и ассоциируется с жанром романтической фантастической новеллы, перед ней стоят реалистические задачи раскрытия националь­ных особенностей мышления и чувствования. В «Локи­се» сталкивает два нацио­нальных сознания: рационалистическое немецко-прусское (в лице профессора Виттенбаха из Кенигсберга) и иррациональ­ное литовское, связанное с легендами, преданиями, суеверия­ми (в лице графа Шемета и его окружения). В «Локисе» есть скрытое завершение, но оно убрано внутрь новеллы, оно связано с развитием антиромантических тенденций писателя.
Воспринятая сначала как декадентская новелла на самом деле является своеобразной борьбой с романтизмом.

.

Серия книг Агаты Кристи об удивительном детективе Эркюле Пуаро
Впервые я познакомилась с глубокоуважаемым мною детективом с книги «Смерть на Ниле». К тому времени я давно уже зачитывалась историями неподражаемой Агаты Кристи, знала о господине Пуаро, но никак не находилось хорошенького печатного издания хотя бы одного его дела.
Но однажды Фортуна обратила на меня свой взор, и на полках «Распродажа» в магазине «Читай-Город» я нашла книгу, в которой было сразу два дела господина Пуаро – «Смерть на Ниле» и «Загадка мертвеца». К тому времени мне уже было пора на поезд, а что может быть лучше чтения детектива в поездке? (Ах, если бы ещё дело было связано с поездом! Но «Убийство в Восточном экспрессе» стоил безумно дорого!)
С самых первых строк меня увлек роман. Я не могла оторваться, пока не дочитала до середины, но совсем скоро я вновь вернулась к чтению, сделав лишь небольшой перерыв на легкую трапезу. Я не буду в красках описывать то невероятное расследование, которое провел неподражаемый господин Пуаро – это необходимо прочитать самостоятельно! И какое удовольствие вести столь запутанное дело вместе с ним. Сопоставляя собранные детективом улики, вспоминая истории персонажей (а их там зачастую немало!), разбирая их мотивацию, делать заметки и думать, кто бы мог оказаться тем самым преступником? И как же приятно было, что мои догадки подтвердились! Но признаюсь честно, во втором деле я не пришла к верному выводу, хотя предпосылки к развязке у меня были. Но даже такой опыт безумно увлекателен!
От всей души советую не только истории про Эркюля Пуаро, но и другие детективы Агаты Кристи.

Наша студентка
советует
Диана Ногай
советует
– Какова твоя любимая книга? Что бы ты посоветовал прочесть другим студентам и преподавателям - и из классики и из нового?
– Мне кажется, филолог никогда не ответит, какая же у него любимая книга. Потому что через 5 минут он вспомнит о целом списке любимых произведений… Из классики: все книги Ремарка.
– Что ты читаешь сейчас?
– Все книги Ремарка ☺
– Какова твоя любимая книга? Что бы ты посоветовала прочесть другим студентам и преподавателям - и из классики и из нового?

– "Вино из одуванчиков" Р. Бредбери. Там много открытий! Например, что август нужно пить по капле.. Из русской классики - ну конечно же "Доктор Живаго")))
Полина Маренкова
советует

Современные книги

Психологическо-приключенческий шедевр - масштаба классиков, но в жанре стимпанка
Рецензия на роман Джосайя Бэнкрофт «Восхождение Сенлина»

Друзья у меня читающие, поэтому советовать им имеет смысл только то, что они заведомо не читали – а стоило бы. Услышав слово «стимпанк» друзья мои скорее всего чуть поморщатся и скажут, что не особо знаю, с чем это едят, но, честно говоря, и знать-то не хотят, а уж тем более читать. До встречи с «Восхождением Сенлина» я бы сделала так же. Но дело в том, что у меня на книги намоленная интуиция, поддерживаемая читательским опытом и профессиональным умением анализировать текст. Знаю, что в любом жанре (таланту жанр не писан) может найтись замечательный автор, пишущий специально для меня, и если сама что-то не предприму, то о многих важных мне книгах никогда не узнаю. Друзья за меня не найдут. У меня вообще есть мерзкое ложное ощущение, что о многих великолепных книгах знаю я одна и что я у них единственный читатель. Поэтому в качестве хобби перелопачиваю кучу рецензий и читаю-просматриваю множество книг (больше 100 в год точно) почти всех жанров и примерно раз год бываю вознаграждена жемчужиной. Американец Бэнкрофт, написавший дебютный роман в 2013 году (первый том тетралогии, на русском издано три), опубликованный в 2018, переведенный в 2019 году великолепной Наталией Осояну, – мое открытие 2021 года.
Достоинств у Бэнкрофта много, допустим - пять: он очень сильный писатель; ему есть, что сказать, и делает он это с великолепной ненавязчивостью; у него увлекательный сюжет; у него нестандартные герои; у него необычный мир.
Начну с конца. С самого неважного. Меня никогда не волновал мир произведения – лишь бы логичный, не бредовый. Но знаю, что некоторым мир важен. Стимпанк – это мир, в котором нет электричества и компьютеров, но технологии типа механики и паровых машин достигли высот. Ну что-то типа рубежа XIX-XX веков где-то на Западе, но с иными возможностями техники. У Бэнкрофта мир - провинция типа викторианской английской глубинки, рыбацкая деревушка. B есть где-то в стране достопримечательность, которую многие мечтают повидать, такой идеал туриста, центр науки и культуры, если верить путеводителям, – высоченная башня, шедевр технологий этого мира, на каждом этаже что-то свое. Что такое эта башня на самом деле, я так и не знаю, потому что тетралогия не дочитана (не допереведена), но это нечто очень необычное, нечто, что много-много раз обманет ожидания и читателей и героев. Да, очень легкий элемент абсурда в истории с башней есть. Но меньший, чем у Кафки, с которым Бэнкрофта сравнивают (и которого я не люблю за интеллектуальную нарочитость). И ничуть не больший, чем в нашей с вами жизни, где при переизбытке информации частенько никто не знает, где фейк, а где правда, и приходится выбирать по велению чувств. Нынче, как и всегда, где твое сердце, там и ты. Не логика царствует в этом мире.
Теперь про героев. Те, кто не понимают Бэнкрофта (а таких немало: роман пять лет множество издательств публиковать не хотели), попрекают его главным героем: он тихий, наивный, занудный, ограниченный немолодой школьный учитель. Обыватель. Человек в футляре. Так это и здорово! Ведь потом он станет совсем иным. Это же роман воспитания (как, например, – хи-хи – «Капитанская дочка»). Нас же предупредили в названии «восхождение» – восхождение личности. Но, наверное, Сенлин сразу иной, просто в его деревенской жизни это не видно и не нужно. А на самом деле кое-что читателю видно почти сразу. Например, ведь он любит и любим (в отличие от не сумевшего полюбить Беликова). И ради своей любви станет иным. Такое обыкновенное чудо. Его юная любящая жена тоже чудесна, и отрицательные персонажи хороши, ну – увидите.
Про сюжет не буду, но - интересно и неожиданно. И хотя каждый этаж башни готовит сюрпризы, сюжет не разбивается на куски, все связано и завязано. И имеет смысл с самого начала замечать детали и эпизодических персонажей.
В книге совершенно нет ни прямого морализаторства, ни философии (хотя афоризмов немало). А ее суть небанальна и не видна с ходу. Недовольная рецензент на «Фантлабе» пишет: «…я искренне не понимаю смысла этой книги. Человек человеку волк? Убей или будешь убит? Прожигай жизнь?». Конечно нет, все осмысленнее. Знай твердо, что человек человеку волк, относись к этому факту без трагизма, но сам волком не будь и даже прощать умей, когда можно, - и тогда, между прочим, и люди к тебе не волчьей стороной повернутся. Если, защищая самое важное, готов умереть, то и убить за это имеешь право и должен быть готов, но, будет Бог милостив, а ты этой милости достоин, обойдешься без убийств. Ну а про «прожигай жизнь» – совсем не про эту книгу, некогда истинному герою ее прожигать. А вообще вся классическая литература (кроме сатирической) либо про героя своего времени (того, кому даровано больше, чем другим, но вопрос, что он с этим делает – вариантов много, например, можно пропить, как один персонаж - глобус), либо про маленького человека (милого, быть может, но обреченного из-за своей малости жить как трава растет). Ну а иногда маленький человек превращается в героя своего времени. Если Господь к нему милостив и дарует испытания, а герою есть за что умирать. А милостив Он ко всем нам. Так что эта башня, конечно, такая гиперболизированная модель судьбы, точнее, руки Божьей. Ухватившей героя за шиворот далеко не в юности. А вот нас с вами ухватили-настигли сначала ковид, а потом война. И далеко не все из нас молоды. И разве не вдохновляет, что Сенлин справляется?
Но все это неважно. Важно, как в любом стоящем искусстве, одно: Бэнкрофт – масштабная личность и писательский талант от Бога. Не сомневаюсь, этот цикл – будущая классика, «большая литература». Рекомендую ))) С Богом!
"Посольский город" Чайны Мьевиля не входит в топ-10 моих любимых книг, но точно бьет все рекорды по интересности концепта, лежащего в основе сюжета. Это роман о том, как общаться с теми, чей язык не позволяет солгать даже в малости, тем, для кого каждое слово может иметь несколько значений. Повествование строится вокруг того, как пришельцы с Земли и аборигены, ксеноморфы с двумя ртами, учатся взаимодействовать — и в процессе изменяются сами и изменяют друг друга.

Чайна Мьевиль поднимает вопросы о сущности лжи, о ее влиянии на разумных существ и о способах ее преодолевать. Я советую прочитать эту книгу: на мой взгляд, в ней спрятана неплохая загадка для лингвиста.
Анна Ширягина
советует
Елизавета Козарева
советует
Мне очень понравились мемуары Александра Леонидовича Дворкина «Моя Америка». Это яркая и увлекательная книга, рассказывающая о духовном пути человека, выросшего в атеизме и бросающегося в самые разные направления в надежде отыскать Истину. Александр Леонидович совмещает повествование о своей непредсказуемой жизни подробными справками о самых разных вещах (начиная от географии Нью-Йорка и заканчивая системой обучения Свято-Владимирской православной духовной семинарии), а также воспоминаниями об Иоанне Мейендорфе и Александре Шмемане. Читать вдвойне интереснее, если ты учишься в ПСТГУ ;))
Рецензия на роман «Я всегда остаюсь собой!» Йоава Блума

Представьте, если бы, нажав всего одну кнопку на специальном устройстве, вы могли бы оказаться не просто, где угодно, но еще и в теле другого человека? Никаких долгих перелетов и пробок по пути на учебу или работу, никаких изнурительных тренировок, чтобы привести свое тело в порядок. Просто выбираешь подходящего человека и берешь его тело в «аренду» или даешь доступ к своему. Можно отправиться в любое экзотическое место, можно забыть о тяжелых болезнях и пожить несколько дней в здоровом теле. Фантастика? Уже нет. Правда, есть на свете один человек, один-единственный, по имени Дан Арбель, который не способен меняться телами с другими людьми. Конечно, иногда это обстоятельство героя расстраивает, но в целом он смирился со своей судьбой, старается просто жить, адаптируясь к окружающей его действительности. И все бы шло хорошо, если бы однажды на глазах Дана не убили женщину, в теле которой каким-то образом оказалась его первая любовь. Дан пытается понять, что произошло, попутно спасаясь от неизвестного преследователя, и в итоге находит не только убийцу, но и выясняет тайну и предназначение своей необычной способности.
«Я всегда остаюсь собой» — это одна из первых книг, которую я прочитала у израильского писателя Йоава Блума. Вкратце произведение могу описать так: такой лихой сплав детектива, фантастики, триллера, драмы, романтической и приключенческой комедии. В сюжете мы наблюдаем и убийства, и погони, и неожиданные повороты, и размышления над морально-этической стороной перемещений в чужие тела. Сюжет закрученный и читается увлекательно. Только подумаешь, что, ну вот, вроде бы все понятно, как автор подкидывает новую деталь, которая полностью меняет восприятие происходящего. А еще тут нет лишних сюжетных веток: все ниточки, побочные истории, все обязательно окажется взаимосвязанным. Идеям и богатой фантазии Йоава Блума, конечно, можно только позавидовать. Развязку книги я ожидала другую, а какую именно вы узнаете, прочитав «Я всегда останусь собой»!
Наша студентка
советует
Влада Комкина
советует
Читаю разное, больше, наверно, для развлечения и отдыха, чем для пользы. Любимой книги пока нет, и автора тоже, но я в поисках! Посоветовать могу (из недавно прочитанного) роман Марины Нефедовой «Лесник и его нимфа». Книга о пути к Богу в непростые для России 80-е, о любви и милосердии. Думаю, православному (и не очень) читателю должно понравиться!
«Мои посмертные приключения»

Смерть для жизни
Как не странно, но иногда только смерть может изменить жизнь. Мы не ценим, не видим, не слышим, в современном мире вообще всё встаёт с ног на голову, и поэтому очень часто заблуждаемся. Даже если мы не относим себя ни к какой религии, всё равно, рано или поздно эта мысль посетит нашу воспалённую голову: а что там, по ту сторону жизни?
Роман-притча Юлии Вознесенской попытка оторвать людей от греховной обыденности, которая заставляет нас задуматься о цели и значимости земной жизни для жизни вечной.
Юлия Вознесенская жила в очень противоречивое советское время, когда забота была только о земном благе, и не допускалось мнение о духовной жизни. Но даже в этот трудный период, который был противен бессмертной человеческой душе, она сумела прийти к вере. Писательница была в эмиграции и, я уверена, ещё немало пережила за свою длинную жизнь. Колоссальный жизненный Юлии Вознесенской ещё больше обостряет интерес читателя к этой, не совсем привычной для нас приземлённых, книге. Она была написана с 1996 по 1999 год в Леснинской женской обители Пресвятой Богородицы во Франции, что только доказывает глубину и духовность этого произведения.
Представлять и гадать о том, каким будет загробный мир можно бесконечно, понятно одно: там будет плач и скрежет зубов. Есть много похожих произведений: Клайв Льюис «Письма Баламута», многие книги Юлии Вознесенской, ну и конечно же «Божественная комедия» Данте Алигьери. Пожалуй, во всех произведениях, где контактирует рай или ад с земной жизнью, самое важное - это изменение души. Роман-притча «Мои посмертные приключения» - это не жестокое запугивание, а попытка призвать к самоанализу, дать понять, что ещё не поздно измениться к лучшему. Автор на примере одной души показывает, как протекает преображение.
Несмотря на такую серьёзную тему, в произведении есть место юмору: взять хотя бы начало, где описывается нелепая смерть главной героини Анны, или само название «Мои посмертные приключения». Юлия Вознесенская как бы намекает местоимением «мои», что главная героиня из «посмертных приключений» всё-таки вернулась, да и слово «приключение» почему-то ассоциируется с весёлым времяпрепровождением, но никак не с загробным миром. Смерть отчасти из-за кота Арбуза уже кажется нелепой, а благодаря такому яркому и одновременно спокойному описанию Анной собственной гибели (потом оказалось, что не гибели) начало приобретает неповторимое ощущение принятия действительности такой, какая она есть – обыденная, земная, примечательная только своей глупостью, и поэтому смешная.
Как и всё самое ужасное падение с балкона произошло внезапно. Эта ситуация пугает по той причине, что человек не был готов: Анна не успела раскаяться или даже осознать, что есть что-то большее, чем земные блага.
Изменение души начинает происходить, когда Анна проходит мытарства, когда она видит всю свою грешную жизнь как на ладони. Те поступки, которым не предаём значения, те мысли, которые кажутся нам естественными, уже отравлены и искалечены порочностью – вот что должна была осознать и оценить главная героиня. Изменения могут происходить только после осознания, поэтому прохождение Анны через мытарства и есть самое важное событие для её души, важнее только встреча с Богом – это то к чему стремится каждый христианин, живущий духовной жизнью.
Ад Юлии Вознесенской представляет собой аллегорию земной жизнью человека. Пороки, которые скрываются в нашем мире и не осознаются нами, оголяются в аду. Мы видим истинную картину, которая происходит с нашими душами. На мой взгляд, ярче всего это показано в Городе, в который Анна и Лопоухий попадают после того, как перешли море. Город, в котором есть и в котором можно всё, олицетворяет лицемерие, лживость, безразличие, которые так присущи людям. Всё это скрывается под богатством и ненужной пестротой. Жители не видят, что все «блага», которые им даны – бессмысленны. Они скучают, проводят день за днём, пытаясь увеселить себя чем-то новеньким, пресыщенные, жители позабыли истину, тот самый смысл и причину их существования – Бога. Жизнь обретает смысл только с Богом – вот, что автор пытается донести до нас.
В произведении нет чёткой системы ада, потому что акцент сделан на странствовании по загробному миру главной героини – души со своими пороками, характером, недаром жанр произведения роман-притча. Автор не хочет испугать нас иерархией бесов или разнообразными изощрёнными муками ада, поэтому он не делает персонажей грешниками, которые повинны во всех смертных грехах. Анна – среднестатистическая грешница, которая жила и грешила помаленьку, мы должны увидеть в ней самих себя, поэтому отчасти это произведение притча.
Меня поразило, то с какой простотой описываются события. Прямолинейность в языке (короткие, чёткие предложения; лёгкие и понятные выражения), простота обращения к Богу и Богородице, детская непосредственность Лопоухого, а иногда и главной героини – всё это указывает нам на то, что мы чада Божие. Это простота не даёт нам заблудиться в собственных мудрствованиях и не оставляет тяжёлого осадка в душе, а просто помогает задуматься и поучает, ведь простота – это главная мудрость.

Наша студентка
советует
Made on
Tilda