Исследование посвящено изучению некодифицированной русской речи последних лет. С точки зрения авторов, именно в последнее десятилетие некодифицированная речь заметно меняется: в ней начинают гораздо ярче, чем раньше, проявляться грамматические и лексические ошибки и языковая игра.
Поколение «миллениалов» (1996 год рождения и старше), или, в соответствии с неологизмом этого поколения, «зумеров», из-за включенности в специфические типы речи, в первую очередь «посты» в разных социальных сетях, начинает говорить иначе, а следом за ним иначе воспринимают норму и многие представители старших поколений. Ранее некоторые из рассматриваемых авторами явлений тоже возникали в некодифицированной речи как ошибки или приемы игры, но сейчас из-за изменившейся языковой ситуации они перестают быть случайными и на глазах перестраивают грамматику.
Например, свободно используются абсолютивные деепричастные обороты: конструкции типа «Участникам доступно бронирование номеров по специальному тарифу используя промокод» сейчас большинством воспринимаются как нормативные. Растет количество нестандартных компаративов типа «хотее - хочу». Все чаще проникают в речь блогеров причастия, образованные от непереходных глаголов, типа «погулянный», «заблуженный». Носители языка гораздо свободнее оперируют специфическим согласованием подлежащего и сказуемого, например, «Эта пара быстро разошлись» и меняют предложное управление, ориентируясь на более распространенные модели: «сочувствую о нем» или повсеместно вошедшее в нынешнюю речь, но еще десять лет назад невозможное «все равно на…». «Зумеры» используют разнообразные тавтологии, воспринимая их не просто как нормативные, но как обязательные для понятной речи, как основное средство выразительности: от «успешный успех» всего два шага до «покончил с собой самоубийством».
По гипотезе Е.Р. Добрушиной, сейчас можно наблюдать формирование нового союза изъяснительного типа - «то что» («он сказал, то что все хорошо»): описание грамматической единицы, такой как союз, в момент начального становления – это уникальная возможность для лингвистики. Эти и другие явления не анализировались ни в частности, ни системно, не только потому, что действительно новы, но и потому, что классической лингвистике свойственно воспринимать их как отдельные нарушения нормы, смотреть на них как на результат обрушения культуры речи и не интересоваться системностью таких изменений.
Авторы предполагают, описав определенный набор явлений современными корпусными, статистическими и психолингвистическими методами, сделать выводы о системной картине изменений в современном русском языке. Данный проект является начальным этапом подобного исследования – будут рассмотрены всего несколько точек вариативности из перечисленных, но и это, как надеются авторы, даст возможность сформулировать начальные гипотезы о причинах и закономерностях перемен, наблюдаемых в современном русском узусе.